Психологический дайвинг. Часть первая: введение

Многим из нас приходилось слышать таинственные и даже немного пугающие истории о необычных людях, которые очень хорошо понимают других людей. Едва ли не экстрасенсорный уровень знания собеседника, глубокий контакт, безусловное принятие и мощная целительная сила сопровождают процесс беседы с такими людьми. Такие истории рассказывают о гуру, святых отцах, мастерах йоги и прочих гениях духовных практик, а также о некоторых учителях, коучах, тренерах, психотерапевтах. Возникает закономерный вопрос: что же объединяет этих столь разных по своим взглядам, ценностям и подходам людей? Мой ответ довольно простой: все они активно и умело используют навыки глубокого слушания.

Мы можем выделить три типа слушания, между которыми существует явные, понятные большинству людей различия. При использовании поверхностного слушания мы считываем явное содержание речи собеседника. Такое слушание затрагивает только один уровень смысла, максимум — два (как тогда, например, когда нам становится смешно от заготовленной шутки, анекдота или намеренно комичного поведения). Оно обладает простыми коммуникативными («Дорогая, передай, пожалуйста, соль») и развлекательными («И вот я ему, значит, говорю!») возможностями.

Активное слушание изучают в любом курсе психологического консультирования, потому что этот навык является одним из основных инструментов структурирования запроса клиента (глобального и на отдельную сессию). Кроме того, активным слушанием вполне успешно пользуются дипломаты, менеджеры, переговорщики, медиаторы конфликтов, продавцы-консультанты, парикмахеры и представители многих других славных профессий. Оно направлено на формирование и применение общей структуры разговора (о чём мы говорим, для чего мы это делаем, к какому результату идём, какие возможности достижения результата перед нами уже открылись и ещё могут открыться), и все немалые возможности этого типа слушания (например, обогащение контекста, прояснение основной темы и её ветвей, использование паузы как места для возникновения инсайта) ориентированы на конкретную цель разговора (например, помочь собеседнику увидеть новые аспекты конкретной проблемы, которую тот решает).

Глубокое слушание направлено на понимание, познание другого человека через погружение в поле его неявного, бессознательного проявления — погружение в том же самом смысле, в котором мы с головой уходим в чтение интересной, захватывающей книги. Поле собеседника складывается из невольного выбора слов и их последовательностей, из микро- и макродвижений (включая микровыражения лица), интонации и тембра голоса, игры взгляда и даже запаха, не говоря о том, что мы бессознательно воспринимаем то, как наш собеседник одет и как он организовал пространство вокруг себя. Вся эта совокупность сигналов практически без участия сознания создаётся и управляется каждым из нас. Когда мы настраиваемся на глубокое, послойное считывание поля, нам удаётся уловить и постепенно выстроить целостное, точное и хорошо работающее представление о собеседнике и о специфике того, что происходит прямо сейчас, в процессе нашего разговора. Более того, контакт такого уровня сам по себе является исцеляющим. Мало кто понимает и принимает нас на таком количестве уровней проявления, как это происходит в процессе глубокого слушания.

Погружение на глубину возможно не только во время слушания, но и во время чтения — в буквальном смысле этого слова. Письменный текст не имеет такого количества выразительных измерений, как живая речь, но многие речевые особенности, включая выбор слов, структуру построения фраз, эмоциональную окраску, сохраняются в тексте, особенно если он достаточно длинный.

Глубокое слушание требует серьёзной многоуровневой работы различных отделов нашего мозга. Активируется не только префронтальная кора, как это происходит при поверхностном считывании явного смысла речи собеседника, но и передняя поясная кора (внимание), лимбическая система (эмоциональная сфера), а главное — инсула, небольшой отдел мозга, который отвечает, помимо прочего, за обработку мультимодальной сенсорной информации. Поэтому, если мы хотим долго и качественно поддерживать процесс «на глубине», нам нужно обязательно заботиться о своём состоянии: быть выспавшимися, отдохнувшими, спокойными, не измотанными физически и — желательно — не страдать от неудовлетворённости по всем прочим физиологическим фронтам.

Как правило, большинство из нас с раннего детства умеет вступать в глубинный контакт интуитивным, «диким» способом. У нас возникают эмоции, ощущения, образы — как результат бессознательного воспроизведения нашей психикой элементов и структуры поля. Существуют факторы, которые ускоряют и усиливают «уход на глубину»: например, трансовое или полутрансовое состояние; приятная расслабляющая обстановка; знакомый собеседник, к которому мы уже успели привыкнуть; развитый навык психологического «дайвинга»; осознанное намерение и установка на погружение. Мы можем специально задействовать их, чтобы «погрузиться» легче и быстрее.

Кроме того, существуют и препятствия, которые затрудняют наше «погружение». Обычно это сильные эмоции и/или телесные переживания, которые возникают при взаимодействии с более глубокими слоями поля. Эти переживания могут вызывать дискомфорт, даже если приятны — например, это может быть сильное сексуальное возбуждение или эйфория. Для «дайвера» важно уметь управлять своими ощущениями: допускать их «включение», осознавать их, но при этом не давать им захватывать себя полностью. Психологический дайвинг сродни профессиональному пению или актёрской игре: певец и актёр должны уметь «нагружать» процесс своей силой и энергетикой, своими эмоциями, но при этом чётко дозировать эту нагрузку и управлять ею.

Проект «Слушай сюда :-)» — это программа развития способности к глубокому слушанию и установлению многоуровневого эмоционального контакта. Первая встреча проекта «Глубина, глубина, я не твой» состоялась 28 апреля 2024 года и была посвящена осознаванию процесса погружения при глубоком слушании. Мы познакомились с понятием глубокого слушания, а затем попробовали несколько форматов «погружения» (ассоциации, слушание собеседника, проникновение в эмоционально насыщенный текст), всякий раз рефлексируя своё погружение. На следующей встрече мы будем осваивать техники и практики самоподдержки в процессе слушания, учиться опознавать, когда нам трудно, и чувствовать себя более свободно «на глубине».

Интересно? Подписывайтесь на меня на дзене! И приходите ко мне в гости, у меня ещё много всего интересного бывает: https://t.me/psycholojoy.

Вы можите оставить комментарий, или поставить trackback со своего сайта.

Оставить Ответ