Статьи Марины Сергеевны
Начнём со студенческих выпендрёжностей. Это работы, которые я написала ещё будучи студенткой и магистранткой.
Сказка для гештальтистов. Основы гештальт-морали в метафорической форме. Одна из попыток интериоризировать гештальтистский опыт.
Реферат про интегративную гештальт-терапию. Реферат по «Интегративной гештальт-терапии» Польстеров. Отличная, кстати, книжка. Почти всё в реферате, естественно, из неё, а вот картинки с моделями — исключительно моё личное творчество.
Почему гештальт-подход можно считать социально-психологическим. Пример того, как можно доказать кому угодно что угодно. В данном случае — доказать преподавателю социальной психологии, что гештальт-подход — это, если присмотреться, вполне себе социальная психология.
Статья про идентичность в гештальт-подходе. Статья по мотивам выпускной квалификационной работы. Хорошая была работа. Пожалуй, единственная из моих научных работ, которая мне по-настоящему нравилась. Эх.
А вот работы, которые к гештальту отношения не имеют. В основном они касаются того, что меня интересовало уже тогда, а именно отношений между преподавателями и студентами.
Психологическая работа со студентами. Краткий анализ того, какие проблемы возникают у студентов в вузе и как они могут быть решены. С дальним прицелом в сторону кандидатской.
Стереотипы студентов и преподавателей. О студентах, преподавателях и их стереотипах. Эссе, выполненное в качестве работы по одному из курсов, на которых из меня делали преподавателя высшей школы. Золотые были денёчки.
А это уже было написано в аспирантуре. Соответственно, имеет прямое отношение к кандидатской диссертации. Диссертация у меня была про переживание педагогического взаимодействия. Да, да, знаю, у кого чего болит. Поэтому и работы все об этом.
Студенты и коммуникативные стратегии преподавателей. Первая более-менее внятная статья по теме моей кандидатской.
Студенты и преподаватели: пол имеет значение? Посмотрите — и узнаете.
Опыт ситуационного анализа. Это про то, как я пыталась исследовать переживания преподавателей и студентов методом проективных ситуаций.
Категории студенческих переживаний. О том, как студенты переживают взаимодействие с преподавателями на занятиях.
Позиции студентов во взаимодействии с преподавателями. О том, какие позиции могут занимать студенты в качестве субъектов педагогического взаимодействия, и как эти позиции в их переживаниях отражаются.
Но кроме диссертации, было, есть и будет ещё много всего!
Преподаватели versus студенты. Просто размышление об общении. Да-да, между преподавателями и студентами. И о том, почему это общение иногда не получается.
Три месяца с Евангелионом: опыт групповой аниметерапии. Статья о том, как мы с партнёром проводили совместный проект по скрещиванию жанра аниме и групповой кинотерапии.
Возможности аниметерапии в контексте психологии семейных отношений. Несколько мыслей о том, каким образом можно скрестить аниметерапию и психологию семьи. Первый опыт анализа семейных сценариев героев художественного произведения. Понравилось.
Дискурс-анализ как метод исследования доверия в интернет-коммуникации. Первый опыт публичного дискурс-анализа и одновременно выполнение задания по гранту РГНФ. Приятное чувство. Это — моё.
Анализ романтического нарратива в фильме Х. Миядзаки «Ходячий замок». Попытка проанализировать некоторые детали нарратива в вышеуказанном произведении. Так сказать, тренировка глаза. Для первой попытки, я считаю, вполне неплохо.
Недоверие к описанию проблемной ситуации в публичной интернет-коммуникации. Описание того, что происходит в публичной интернет-коммуникации по поводу запросов о какой-либо помощи, в данном случае — психологической. Некоторые любопытные вещи можно заметить, если обратить внимание на перекликающиеся дискурсы запроса и ответов на него.
Инструменты деконструкции историй домашнего быта в интернет-сообществах (на примере сообщества Flylady.ru) Описание некоторых особенностей дискурса влияния в сообществе просвещённых домохозяек, постигающих дао самоорганизации.
Ну, и немножко лакановского и окололакановского — на десерт.
Отражение идеологии в зеркале пунктуации. Размышление о психологическом консультировании в гуманистическом подходе и о психоанализе — о внешних сходствах и внутренних различиях. Было написано в плохо вменяемом состоянии и практически не редактировалось. Один мой хороший знакомый, пребывая в непонимании после прочтения, показал этот текст своей подруге-филологу, и та сказала ему: «Автор играет здесь по правилам, которых ты не понимаешь, оттого тебе так муторно это читать. А не понимаешь ты их потому, что сам автор их не понимает». До того момента, когда я это услышала, мне не приходилось встречать более точного описания своего текста. Я сама этот текст не люблю и считаю его мутным, но что-то во мне очень настойчиво просило его опубликовать, что я и сделала. Более поздние психоаналитические статьи, разумеется, нравятся мне больше. «Кирпич», например.
Когда на голову падает кирпич: к вопросу об означающих в психоанализе. Название статьи говорит само за себя — это текст про означающие в психоанализе. Это самая настоящая психоаналитическая статья! Её опубликовали в «Лаканалии»!
Воображаемый путь академического дискурса. Собственно статья представляет собой попытку дискурс-анализа повседневной текстуальной практики высшего профессионального образования в России с позиций лакановского психоанализа. Она была опубликована в журнале «Пленэр» — экспериментальном психоаналитическом издании, выпускаемом коллегами из Челябинска. Помимо благодарности коллегам, которые раскачали меня на этот текст, я хочу выразить благодарность Виктору Ароновичу Мазину, который эту статью рецензировал. В особенности за слова «прочитал на одном дыхании», а также за «и по делу, и умно, и интересно, и психоаналитично, и актуально, и классно написано». Столько хороших слов сразу мне очень давно никто не говорил, а по поводу статей — вообще никогда, по-моему.