Неделя Самоорганизации: вопрос №1

А тем временем у нас нарисовался первый вопрос в рамках Недели Самоорганизации!

Здравствуйте! Я преподаватель, работаю в вузе. Какие рекомендации по организации рабочего времени Вы могли бы дать с учётом особенностей преподавательской деятельности?

В первую очередь должна сказать, что лично для меня всегда при анализе системы самоорганизации особенности конкретного человека превалируют над особенностями той сферы, в которой он работает. Разные преподаватели, к примеру, в зависимости от темперамента или стиля мышления выбирают самые разные инструменты для улучшения самоорганизации и оказываются вполне успешны. Если говорить о тайм-менеджменте, то подходящие инструменты тайм-менеджмента существенно различаются, например, для любителей скрупулёзного пошагового планирования и тех людей, кому важно просто разбить день в расписании на 2-3 части, по видам деятельности, и им этого вполне достаточно.

Тем не менее, конечно же, у преподавания есть свои особенности, которые вполне можно учесть при планировании рабочего времени. Мои рекомендации для преподавателей вуза следующие:

  1. Рабочее расписание обязательно должно включать не только время непосредственно занятий, но и время на подготовку к ним, а также время на выполнение любых других актуальных рабочих задач. В противном случае эти задачи не будут выполнены или займут место других, не менее важных личных мероприятий. Все учебно-методические часы, всё время, необходимое для написания программ, учебно-методических комплексов, статей, тезисов и т. п. необходимо учесть в расписании.
  2. Многим людям помогает определить для себя конкретное время дня/недели, когда будет происходить внеаудиторная работа. Например, каждый день с 18 до 20 часов. Или каждое воскресенье («я люблю свою работу, проведу на ней субботу...» :))) ) с 11 до 17 часов. Это позволит внести в работу определённый ритм, который способствует выработке привычки и повышает продуктивность. Но если лично вас от идеи такого постоянного времени тошнит, и вы предпочитаете работать «по вдохновению» (и делаете это успешно), то эта рекомендация вполне может быть неактуальна.
  3. Кстати, если вы «человек вдохновения», то полезными могут оказаться не столько техники планирования и распределения задач, сколько техники приведения себя в подходящее состояние. Например, можно запоминать те виды активности, которые, несмотря ни на что, всё ещё вызывают у вас желание пойти поработать.
  4. Когда люди рассчитывают время для выполнения задач, они, как правило, просто прикидывают, практически наугад, сколько времени им понадобится. И промахиваются. Как правило, люди склонны считать, что задачи будут выполнены быстрее, чем они будут выполнены на самом деле. Поэтому лучше потратить некоторое количество рабочего времени с секундомером в руках и подсчитать, сколько в среднем занимает написание служебной записки, сколько — рецензии на диплом и сколько — тезисов на конференцию. Это позволит избежать сбоев в расписании.
  5. Везде, где процесс можно автоматизировать и сделать рутинным, его лучше автоматизировать и сделать рутинным. В работе современного преподавателя есть множество задач, где творчество вовсе не применяется и не требуется. Будет лучше, если введение рутины и автоматизация помогут снизить количество времени, необходимое для решения этих задач. Вместо того чтобы каждый раз, для каждого очередного отчёта, мучительно вспоминать и разыскивать все свои публикации за текущий год, гораздо проще взять себе за правило вести список своих работ и добавлять туда данные очередной публикации сразу же, как только она появится в печати. Такой список для некоторых людей также оказывается полезным мотиватором: если в нём совсем мало пунктов, точечки маркированного списка смотрят на вас укоризненно.
  6. Один важный стратегический момент. В работе преподавателя довольно много мелочей — деревьев, за которыми легко не увидеть леса. Поэтому ещё одна рекомендация состоит в том, чтобы регулярно (например, каждый месяц и раз в год) оценивать своё профессиональное положение, подводить итоги, корректировать свои действия с учётом карьерных перспектив, обобщать сведения о доступных ресурсах, планировать мероприятия по профессиональному и личностному развитию. В противном случае есть опасность не разглядеть за наплывом «текучки» удачного момента для начала работы, допустим, над докторской диссертацией.
Вы можите оставить комментарий, или поставить trackback со своего сайта.

Оставить Ответ