Недавно я беседовала с одним добрым человеком, и тот меня — исключительно по доброте душевной — предостерёг. Веди, говорит, себя поосторожней с тем-то и тем-то! Эти люди чего-то явно от тебя хотят! И самовар у них, мол, электрический, и сами они довольно неискренние.
Слова моего собеседника вызвали во мне недоумение и некоторое сочувствие к нему. Потом я стала думать, почему, и вспомнила, что с аналогичной идеей я много раз сталкивалась в своей работе. Идея состоит в том, что людей надлежит разделить, условно говоря, на хороших и плохих. Или, например, искренних и неискренних. А потом, общаясь с конкретным человеком, надлежит определить, к какой кучке он относится, и вести себя соответствующим образом. Осторожно, стало быть, или неосторожно.
Такая установка на общение кажется мне нерабочей, и даже не только из-за эффекта самоисполняющегося пророчества, а в основном вот почему. Любые прогнозы по поводу того, не причинит ли вам вреда коммуникация с конкретным человеком, обречены на провал. Проще говоря, моя идея, которую я стараюсь доносить до людей, состоит в том, что «хороших», «безопасных» людей не бывает. Людей, которым можно абсолютно доверять, тоже не бывает.
Я всегда прошу обратить внимание: то, что невозможно предсказать отсутствие вреда, не значит, что невозможно предсказать ситуацию, когда причинение вреда, напротив, очень вероятно. Ситуации, в которых определённо прямо сейчас вам причинят вред, существуют, и их легко распознать. И вот как раз это распознавание у большинства людей (исключая людей, у которых противоречивые отношения с насилием) работает прекрасно! Вряд ли вы войдёте в лифт с подозрительным незнакомцем, который держит в руке окровавленный нож, или пойдёте ночью (даже не переходя улицу) прямо навстречу толпе пьяных дерущихся друг с другом людей. Ну или, если войдёте и пойдёте, то сделаете это, по тем или иным причинам, вопреки крикам «Алярма! Алярма!» у себя в голове. Я же говорю о другом. Я говорю о попытках спрогнозировать, что взаимодействие будет «хорошим». То есть не вредным. И я имею в виду, что если у вас в голове «Алярма! Алярма!» никто не кричит, то есть непосредственной угрозы жизни и здоровью нет, то это ничего не значит. В буквальном смысле слова. Это неопределённая ситуация. Которая может обернуться для вас как хорошо, так и не очень. Поведение людей в таких неопределённых ситуациях может быть объяснено кучей разных способов, и в зависимости от способа меняется прогноз. Какой здесь можно сделать вывод? Не надо пытаться ничего спрогнозировать. Не надо делить людей по кучкам на хороших и плохих. И ситуации тоже делить не надо. Это чревато возникновением лёгкой мании преследования. А иногда даже тяжёлой. Как повезёт.
Вместо этого гораздо лучше повысить свою устойчивость к потенциальным вредным воздействиям, которые могут исходить от кого угодно. (Заметим, что при этом человек вовсе не обязательно имеет намерение сделать вам плохо! Обычно — нет, не имеет!) Каким образом повышается такая устойчивость? Нужно профилактически (то есть всё время, а не только тогда, когда речь идёт об общении!) уделять внимание факторам, влияющим на осознанность нашего поведения. Снижение осознанности повышает вероятность того, что вы останетесь в плохой для себя ситуации вместо того, чтобы вовремя её покинуть. Или сделаете/скажете что-то для вас невыгодное. Что для этого можно сделать? Вот минимальный набор, который легко запомнить.
- Всегда (по возможности, конечно) быть в хорошем физическом состоянии. Высыпаться, есть еду и так далее.
- Мониторить свои эмоции и соотносить их со своими текущими потребностями. Эмоции поставляют важную информацию о том, плохо вам или нет. Потребности — о том, что вам сейчас вообще надо в этой жизни.
- Как-то описывать для себя процесс общения и то, как вы в этой ситуации оказались. Вы удивитесь, насколько большое количество людей не в состоянии сказать, как вообще началось общение, в котором они почувствовали себя плохо, что это было за общение и что именно в нём это «плохо» вызвало.
Таким образом, акцент смещается с «хороших» и «плохих» людей на «хорошее» или «плохое» течение конкретной ситуации. И если на людей мы повлиять не можем, то на ситуацию — можем. Кроме того, от прогноза мы переходим к непосредственному реагированию, что сберегает нам массу ресурсов. За счёт этих двух изменений существенно возрастает уровень адаптации вкупе с хорошим настроением, уверенностью в себе и прочими полезными плюшками.
Желаю вам, мои дорогие читатели, как можно чаще разворачивать ситуации к себе лицом, а не другими частями тела! Будьте здоровы.